В стационаре «Авиценны» - безмятежное спокойствие. Но это впечатление обманчиво: за дверями операционных и палат кипит работа, в том числе – и врачей-травматологов клиники. «Сегодня мы сделали три плановые и две экстренные операции, - рассказывает заведующий отделением травматологии и ортопедии Егор Дрёмов. - Я на работе с 7:00, операционный план начался в 9:00 и закончится в 21:00. Мы работаем всегда – в выходные, праздники, ночью».
Помощь в любой момент Такой напряженный график позволяет травматологам клиники принимать и оперировать пациентов без очередей и ожиданий. Предоперационное обследование проходит здесь за 2 часа, а после операции пациент проводит в стационаре несколько суток. Например, при вмешательствах на суставах и переломах, где не задействованы крупные сегменты, врачи наблюдают пациента 1-2 дня после операции.
Одна из сегодняшних пациентов – Светлана – впервые пришла в травмпункт «Авиценны» два дня назад. «На вечернем приеме я предложил Светлане провести операцию в тот же день в 22:00, но ее смутила цена. Однако проконсультировавшись в больнице по месту жительства, она поняла, что стоимость металлоконструкции, которую ей необходимо установить, обойдется в примерно такую же сумму, как у нас полный комплекс медпомощи – экстренная операция, нахождение в комфортной палате, самые современные материалы. В муниципальной больнице ждать операции пришлось бы минимум неделю. Она вернулась к нам и через несколько часов ее прооперируют», - такие случаи для «Авиценны» не редки, признает Егор Дрёмов.
Высокая цена, о которой ходят легенды, на практике оказывается мифом: стоимость материалов в городских больницах высока, а сроки госпитализации зачастую очень продолжительны. «Это не вина врачей, городские стационары имеют низкую пропускную способность: у них нет возможности проводить операции после 16:00 часов, а также в выходные и праздничные дни. Врачи связаны нормами и стандартами. Мы же можем проводить любые обследования, операции, не жалея сил, оборудования и расходных материалов. Тем более, что в «Авиценне» есть действительно все оборудование, которое используется в травматологии, частично оно встречается и в больницах города, но не в полном комплексе», - констатирует врач-травматолог, заведующий диагностическим центром Андрей Герасенко.
В любое время дня и ночи человек может приехать в травмпункт «Авиценны» и получить консультацию врача-травматолога, сделать рентген, если есть необходимость – выполнить МРТ или рентгеновскую компьютерную томографию (РКТ). «Наличие компьютерного томографа в круглосуточном травмпункте – это уникальная ситуация, такое есть только у нас. В остальных травмпунктах этого нет, а в травмпунктах, которые расположены при стационарах, проводят данное обследование только при госпитализации, а не при первичном обращении», - отмечает Андрей Герасенко.
В надежных руках Отсутствие привычной для городских больниц суеты и хаоса – следствие четко организованного процесса. Травматолог «Авиценны» несет ответственность за «своего» пациента до полного выздоровления, он всегда готов проконсультировать пациента по мобильному телефону (указан в выписном листе) или на дополнительном приеме. «Как обычно происходит: пациента отправили в стационар, его там прооперировали, в дальнейшем хирург может его видеть, а может и нет. В «Авиценне» оперирующий хирург наблюдает пациента от момента получения травмы до полного выздоровления. Перевязки может делать любой травматолог, но все ключевые моменты - снятие швов, смена гипсовой повязки, рентген-контроли, прекращение иммобилизации, реабилитационный период – контролирует врач, с которым пациент начал работать. Для этого созданы здесь все условия. Мы не бросаем своих пациентов, не прячемся от них. Если появляются проблемы (а такое иногда случается, и не по вине врачей), мы решаем их сразу же. Именно поэтому недовольных нет, - абсолютно все уходят от нас с хорошим результатом. Аналогов такой помощи я за 25 лет работы в травматологии не видел», - говорит Егор Дрёмов.
В здравоохранении существуют проблемы преемственности между врачами стационара и поликлиники, признает его коллега Андрей Герасенко: «Существуют средние нормы ведения пациентов – сколько его нужно перевязывать, когда швы снимать, когда приступать к разработке и т.д. Но все операции идут по индивидуальному сценарию, и все они немного отличаются друг от друга: есть определенные нюансы, которые будут знать только врач, который оперировал и его ассистент. Остальные врачи этого знать не будут, потому что в сухой медицинской документации будет указано только, какая именно операция была выполнена. А эти особенности требуют изменения сроков по иммобилизации, интенсивности восстановительного периода. По этой причине возникает много проблем по реабилитации травматологических пациентов в стационарах города. Дальше они наблюдаются по месту жительства, в лучшем случае их отправят к оперирующему врачу за советом, в худшем – они не могут к нему попасть ни под каким предлогом, потому что городские больницы перегружены. В хирургическую специальность все меньше приходит молодых, активных кадров, фактически вся травматология держится на специалистах, к которым очень сложно попасть вторично».
«На сроки реабилитации сильно влияет своевременность постановки диагноза и начало лечения. Если долгое время у пациента никто не может определиться с тактикой лечения – хирургическое вмешательство или консервативное лечение, если есть сомнения в правильности постановки диагноза, то его реабилитация может затягиваться на длительное время. Часто пациенту приходится обращаться в несколько ЛПУ, это – упущенное время в его восстановлении. Потому что чем дольше человек не пользуется рукой, ногой и пр., тем слабее становится мышца, тем сильнее появляется скованность в суставах, ограничение движения – контрактура, тем сложнее будет все разрабатывать потом.
Самая неприятная ситуация, когда была выбрана консервативная тактика лечения в том случае, когда была необходима операция. В итоге кости срастаются, но функции сустава не восстанавливаются, по той причине, что сращение происходит со смещением. Часто нужна повторная операция, нужно ломать, синтезировать заново, но уже правильно, и все сроки иммобилизации начинаются «с нуля», с момента операции. Трудно винить врача, который назначает вместо операции консервативное лечение. Зачастую он преследует цель «не навреди», ведь операция – это всегда риски. Есть мировая статистика: если мы планируем хирургическое вмешательство, то должны понимать, что оно может осложниться. В травматологии и ортопедии эти осложнения составляют в среднем 0,5-1%, у нас в 2012 году осложнения составили 0,26%», - резюмирует Андрей Герасенко.